Украинская Марина Викторовна
педагог дополнительного образования
МАУ ДО МЭЦ (иностранный язык)
«Театрализация, драматизация как метод увеличения мотивации учащихся к изучению иностранного языка"
Практика современной жизни, в которой наука, культура и бизнес стирают барьеры, разделяющие народы, требует, чтобы человек умел общаться на языках других народов, что во многом определяет уровень его профессиональной деятельности. Преодолеть языковой барьер – в первую очередь психологически – цель, которую должны решать совместными усилиями учащиеся и учителя. В связи с этим возникает необходимость искать новые творческие методы, которые позволяют повышать интерес к изучению иностранного языка. Если детям интересно учиться, они легко преодолевают трудности усвоения языкового материала, у них формируются прочные языковые умения и навыки. Мир детей надо наполнять творчеством и эмоциям при изучении любого предмета. Необходимо создавать творческую и раскрепощенную атмосферу на занятии, которая бы способствовала развитию у дошкольников желания познавать новое, спешить на дополнительные занятия и не хотеть уходить.
Творчество должно доминировать на уроке и во внеурочной деятельности, Мир творчества дает ребенку ощущение защиты, надежности и наполняет жизнь смыслом. Театрализация, драматизация и ролевая игра дают ребенку возможность быть самим собой, примерять на себя любые эмоции и чувства, прожить несколько жизней. Играя, можно прочувствовать любую ситуацию, даже связанную с учебным программным материалом. Инсценировка диалогов с музыкальным сопровождением снимает напряжение и страхи, свойственные всем, изучающим иностранный язык. Игра в театр пробуждает у учащихся не только чувство заинтересованности, но и уверенность в своих силах. В ситуации эмоционального подъема новая лексика запоминается очень быстро.
Драматизация – это деятельность, которая дает дошкольнику возможность использовать свою собственную индивидуальность в создании продукта, который основан на какой-то части изучаемого языкового материала. Эта деятельность опирается на природные способности каждого человека к подражанию, выражению себя через мимику, жесты, голосовые и языковые средства. Драматизация также основана на личном воображении и запоминании, на умении привнести в игру частичку своего прошлого опыта, который никогда бы не проявился иначе. Каждый ребенок живет своей, отличной от других, жизнью, у него свой, отличный от других, эмоциональный фон. И задача драматизации, как приема, состоит в том, чтобы научить ребенка использовать свои особенности при взаимодействии со своими сверстниками, потому что когда человек интересен, с ним хочется общаться. Получается, что драматизация – одна из исключительно образовательных и коммуникативных целей, которая ведет нас далеко за пределы обучения иностранному языку как предмету.
Во время постановки театрализованного спектакля ребенок может попробовать свои силы на трудном поприще сценического искусства, почувствовать и осознать все богатство своего внутреннего мира, так как познают свою культуру через приближение к культуре другого народа, развивать отчетливую, интонационно правильную речь, внимание, управлять мимикой лица и жестами. Это будет серьезным посылом к дальнейшему самосовершенствованию личности ребенка. На детских спектаклях воспитываются не только будущие актеры, но и будущие зрители, тонкие и умные ценители искусства. Именно здесь, на первых репетициях и спектаклях формируются эстетические вкусы и привязанности личности.
Занятия детей искусством – не только удовольствие, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями и умениями, это труд творческий, радостный, но и упорный, направленный на достижение определенного результата, требующий пытливости, инициативы, умения преодолевать трудности, критически относиться к сделанному. Обретают более конкретный смысл требования доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в выборе драматического материала и средств его языкового и сценического воплощения.
В дошкольном возрасте больше оправдывают себя игры-драматизации по народным сказкам, приближающиеся по своему типу к творческим играм. В них уже включаются и элементы обучения иностранному языку: слова, короткие предложения, аутентичные персонажи. Роль учителя – помогать детям усваивать лексику, тренировать правильное произношение. Процесс подготовки предполагает активное участие родителей, что в конечном итоге сближает родителей и учителя. Создается атмосфера праздника, которая стимулирует интерес к дальнейшему участию в постановках и изучению иностранного языка. Драматизация и театрализация становится действенным стимулом к общению на иностранном языке.